Экологические ЕВРО стандарты на автомобильное топливо
Экологические евростандарты на топливо — это набор требований и норм, которые установлены европейскими странами для сокращения вредного воздействия при переработке топлива в автомобильных и других двигателях на окружающую среду. ЕВРО классы разрабатывались в разное время для различных видов топлива, включая бензин, дизель, газ и т.п.. Экологические ЕВРО стандарты представляют из себя конкретные требования к составу бензина или дизельного топлива, его характеристикам для минимизации объемов вредных выбросов. Перед продажей толпиво проходит техническую проверку, после чего получает конкретный класс. Если уровень опасных веществ в составе горючего выше нормы, то оно не допускается к продаже.
Хронология развития ЕВРО стандартов топлива
Для регламентированного использования автомобильного топлива в двигателях важно понимать его основные классы и хронологию их введения. Знаменитое Женевское соглашение по классификации топлива было принято ещё в 1958 году, однако первый (или, нулевой) эко стандарт появился тридцать лет спустя.
ЕВРО 0 — принят в европейских странах в 1988 г. для контроля за вредными выбросами, отличается отсутствием строгих ограничений
ЕВРО 1 — введен в 1992 г. и поспособствовал сокращению количество вредоносных выбросов и значительно улучшить экологию
ЕВРО 2 — учрежден в 1995 г. для усиленного контроля за безопасной работы ТС с дизельным двигателем
ЕВРО 3 — принят в 2000 г. в результате чего снизился показатель допустимых вредных веществ до 40%
ЕВРО 4 — установлен в 2005 г. и требовал получения сертификата, подтверждающего, что двигатель ТС соответствует новым нормативам. Это позволило сократить объем вредных выбросов на 70%
ЕВРО 5 — введен в 2008 году для грузовых авто, в 2009 г. его начали использовать и на легковых автомобилях
ЕВРО 6 — появился на рынках Европы в 2015 г., что еще больше усилило требования для автомобилей на дизельном топливе
Характеристики евростандартов
В связи с обеспокоенностью в мире состоянием окружающей среды повышенные требования к двигателям становились всё строже, а значит, сменяли друг друга и экологические топливные стандарты. Их появление влияло как на автостроение, так и на производство топлива: чтобы автомобили соответствовали принятым нормам их оборудовали сажевыми фильтрами и новыми системами, «устаревшее» горючее изымали из продажи.
Приводим ЕВРО стандарты для автомобилей с основными характеристиками топливных классов:
ЕВРО 1 — Применялся для авто, которые произведены до 1993 г. В стандарте запрещено использовать этилированный бензин, содержащий тетраэтилсвинец.
ЕВРО 2 — Рекомендовался к использованию для ТС, выпущенных до 1997 г. ЭКО стандарт был введен с целью повышения производительности двигателя и уменьшения содержания неотработанного углеводорода в составах газовых смесей. Этот ЕВРО класс в России больше не используется.
ЕВРО 3 — Предназначен для автомобилей до 2001 г. выпуска и накладывает ограничения на время прогрева мотора. Разрешенный показатель серы снизился. Данный класс топлива также устарел.
ЕВРО 4 — Предназначен для автомобилей, выпускаемых с 2006 г.
ЕВРО 5 — Экостандарт применяется на автомобили 2009 г. выпуска и старше с целью минимизации количество выбросов сажи. Т.е. транспортное средство должно пройти оснащение фильтром сажевого типа. Данный стандарт оказал большое влияние на рынок топливной продукции во всем мире.
ЕВРО 6 — Используется в автомобилях после сентября 2015 г. Благодаря ЕВРО-6 показатель вредных выбросов сократился троекратно.
Распространение стандарта Евро-5 в России
Введение Евро-5 на топливо в РФ стало одним из ключевых событий в программе по улучшению экологической ситуации в стране. Стандарт был принят в РФ в 2013 г. с целью установления более жестких требований к качеству топлива, снижения содержания серы и прочих вредных веществ.
В соответствии с требованиями стандарта топлива Евро-5, оно должно иметь низкое содержание серы, которое не превышает 10 мг/кг. Это способствует сокращению выбросов частиц (PM) и оксидов азота (NOx), в результате снижая вредное воздействие переработанного горючего на окружающую среду.
Двигатели Euro 6 в России: история, цифры, прогнозы
В России экостандарт Евро-6 был законодательно принят в декабре 2019 г., до этого производство и импорт автомобилей классом ниже, чем Евро-5, были запрещены в 2014 г., а два года спустя и использование менее современного топлива. В то же время было наложено ограничение для автомобилей с низким экоклассом.
Впрочем, появление стандарта Евро-6 не стоит рассматривать как приговор остальным стандартам. Минэнерго РФ подчеркивает, что введение нового класса топлива не повлечёт за собой каких-либо санкций по отношению к автомашинам с классом «Евро-4» и «Евро-5», и не подразумевает стимулирования к переходу к новым экологическим стандартам.
Фото: Tetiana Shevereva / Unsplash.com