Причины подорожания бензина в России в 2024 и прогноз на 2025 год
Российский рынок топлива постепенно остывает в преддверии зимы. На стоимость дизеля и бензина давит растущее предложение и снижающийся сезонный спрос. Котировки дизеля ограничиваются опасением производителей топлива потерять выплаты по демпферу, составившие в октябре около 107 миллиардов рублей. Но с учетом будущих изменений акцизных расчетов на топливо и снижения компенсаций для нефтяников с 2025 г. это может быть лишь затишьем перед предстоящей бурей.
Объем переработки нефтепродуктов на заводах РФ по итогам 2024 г. снизится максимум на 1–2% или будет на уровне 2023 г. (275 миллионов тонн). Производство бензина в прошедшем году увеличилось на 2,8%, дизельного топлива — на 3,4%. Риски по падению переработки нефтепродуктов возникли из-за множества внеплановых ремонтных работ на НПЗ. Первым шоком для рынка нефтепродуктов стала серъезная авария на установке каталитического крекинга, произошедшая в январе на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа. Зимой 2024 еще три завода пострадали от дронов: в Усть-Луге, в Туапсе и Волгограде. В марте были нанесены повреждения на установке первичной переработки нефтепродуктов на Рязанском НПЗ, Сызранском НПЗ, Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа, Куйбышевском НПЗ «Роснефти». Тогда нефтяникам пришлось произвести компенсацию падения выпуска бензина на 4%, использую накопленные запасы.
При этом переработка нефти в августе росла рекордными темпами перед чередой профилактических ремонтых работ, проведенных в сентябре. В итоге компании смогли нагнать объемы производства бензина. Как сообщил в ноябре вице-премьер Александр Новак, произошедшие в этом году инциденты на различных НПЗ практически не оказали влияние на нефтепереработку. Аварии носили лишь локальный характер и предприятия нефтепереработки были восстановлены.
Цены на бензин и дизель повышаются
Несмотря на это, во избежание дефицита светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке с марта 2024 г. был введен запрет на экспорт в РФ бензина на 6 месяцев, но было сделано и исключение на период с 20 мая по 31 июля. В августе экспортное эмбарго было продлено до конца года. Сейчас правительство начало рассмотрение вопроса по снятию эмбарго на один из видов топлива.
Хотя острого дефицита бензина в 2024 г. на рынке удалось избежать, стоимость его основных видов устойчиво поднималась. Так, котировки АИ-92 за этот год выросли на 47%, почти до 60000 руб. за тонну. Своего пика цена достигла в первую неделю сентября — до 62500 руб. за тонну.
Всокую динамику падения стоимости АИ-95 участники рынка объясняют более выраженным сезонным спросом по сравнению с другими видами топлива.
Летнее дизельное топливо дорожало с начала 2024 г. до середины марта (на 28%) — до 65900 руб. за тонну, но к ноябрю цена снизилась до 60080 руб.. И, хотя объем продаж летнего дизельного топлива на бирже в октябре упал в три раза, спрос на него поддерживает стоимость.
Зимний дизель, торги по которому начались в октябре с отметки 77300 руб. за тонну, к концу первой половины ноября подешел почти на 7% и достиг отметки 72000 за тонну.
Котировки замерзают
В ближайшие месяцы из-за падения спроса и завершения осенних ремонтных работ на НПЗ ожидается устойчивое сезонное снижение средних цен на автомобильный бензин и дизельное топливо.
Участники рынка нефтепродуктов предполагают, что снятие запрета на экспорт бензина может активизировать спрос, но глобально вряд ли изменит баланс и не остановит снижения цен, так как избыток предложения останется значительным.
Как отмечает Александр Котов, руководитель направления консалтинга в NEFT Research, «Основной проблемой рынка является очень хрупкий баланс у высокооктановых марок топлива — АИ-95, АИ-98. Спрос на этот вид топлива постоянно растет из-за увеличения количества современных автомобилей с установленными форсированными двигателями.» При этом бензин АИ-92 на нашем рынке действительно присутствует в достаточном количестве, а некоторым производителям из-за запрета приходится даже вынужденно снижать загрузку. Речь о заводах, где присутствует высокая доля этого вида топлива и которые традиционно ориентированны на экспорт, такие как Орский НПЗ «Фортеинвест» и Киришский НПЗ «Сургутнефтегаз».
«В этом смысле поступающие предложения по снятию запрета исключительно на АИ-92 выглядят здравыми»,— отмечает эксперт. Но, сообщает он, «Видятся и некоторые подводные камни. Например, в настоящее время отмечаются высокие цены на возможных экспортных направлениях, и не исключено, что некоторым заводам будет выгодно снизить объемы производства АИ-95, увеличив производство АИ-92, даже с учетом выплаты демпфера по поставкам на внутренний рынок. Это связано с тем, что маржинальность поставок на экспорт АИ-92 будет выше продажи высокооктанового топлива на рынке внутри страны», говорит Котов. А это, по мнению эксперта, опять создаст проблемы по росту цен на бензин, особенно учитывая то, что этого из-за опережающего увеличения акцизов в любом случае будет тяжело избежать после Нового года.
Ограничение демпфером
По мнению участников рынка котировки дизельного топлива будут находиться на границе, пересечение же ее может грозить компаниям потерей демпфера, предоставляемого государством, которое компенсирует экспортерам возможные потери от сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. Так, среднее значение индексов на зимнее топливо не должно превышать рубеж 66600 руб. за тонну. С учетом вероятного повышения спроса на зимнее топливо после наступления холодов компании будут вынуждены поддерживать повышение цен с помощью предложения.
Прогноз на 2025 год. Скрытая угроза
В следующем 2025 году ощутимым фактором риска для рынка нефтепродуктов могут стать возможные поправки в Налоговом кодексе, которые скорректируют формулу топливного демпфера. В октябре Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении, согласно которому ставки акциза на бензин и дизельное топливо в расчете демпферной составляющей на уровне 2024 г. — 10420 руб за тонну дизеля, и 15480 руб — за тонну бензина. Такая мера уменьшит выплаты нефтяникам по топливному демпферу. В то же время акцизы по топливу повышают примерно на 1 руб. за 1 литр. Это в три раза больше, чем предусматривала предыдущая редакция Налогового кодекса. В Минфине отметили, что все индексации по акцизам на топливо в рамках законопроекта предполагают влияние на цену в границах 2,5–3%, что вписывается в общий уровень инфляции, который запланирован в 4,5% по итогу года.
Но, как отмечают участники рынка, поправки, направленные на экономию бюджета почти в 136 миллиардов руб. в 2025 году, могут стимулировать рост цен на дизельное топливо и бензин. В результате чего цены могут опередить предполагаемые темпы инфляции. По расчетам агентства Reuters, общий эффект от повышения акцизов на нефтепродукты и снижения демпферной субсидии при его переносе в стоимость топлива может составить 4,2 руб. за литр для дизеля, и 4,4 руб. — для бензина. К текущей средней розничной стоимости такой прирост составил бы 6,2% и 8,2% соответственно, указывается в агентстве.
Ольга Матвеева / kommersant.ru
Фото обложки: Dawn McDonald / Unsplash